Compare commits
5 Commits
acc1ada69c
...
labs/01
| Author | SHA1 | Date | |
|---|---|---|---|
| e219503f22 | |||
| 55c5096d49 | |||
| c42d755e80 | |||
| 6c9d810c6e | |||
| a5a36086b0 |
@ -100,6 +100,24 @@ void set_input_mode()
|
||||
}
|
||||
```
|
||||
|
||||
**Разберем некоторые строки подробнее**
|
||||
|
||||
`isatty(STDIN_FILENO)` - в целом `isatty` просто проверяет, является ли дескриптор файла консолью в общем смысле этого слова. Вообще в линуксе `tty` означает teletype - консоли, которые могут использоваться для выполнения команд, восстановления системы и прочего. В некоторых дистрибутивах между ними можно даже переключаться, но так как я на wsl, мне эта роскошь не доступна
|
||||
|
||||
`fprintf` - функция, позволяющая делать "форматированный вывод" в поток дескриптора. То есть это как `prinf`, только еще и дескрипторы принимает
|
||||
|
||||
`EXIT_FAILURE` и `EXIT_SUCCESS` - обозначают 1 и 0 соответственно. Используются чтобы избежать неявной договоренности между пользователями линукс, что при возвращении нуля из функции - это успех, а другого - ошибка
|
||||
|
||||
Очевидным образом если `tcsetattr` устанавливал параметры терминала, то `tcgetattr` должен их получать. В качестве второго параметра принимает указатель на структуру данных, где должен их сохранить. В нашем случае ей выступает упоминавшаяся выше глобальная переменная
|
||||
|
||||
После получения параметров мы начинаем c ними играться в флагах. В данном случае я вырубаю `ICANON` тем самым говоря, что вводить `enter` при вводе команд не обязательно, а также рублю флаг `ECHO`, из-за чего набираемые с клавиатуры символы не отображаются
|
||||
|
||||
`VMIN` говорит о том, что одного символа в буфере достаточно, чтобы считать, что пользователь ввел все, что хотел. Есть еще параметр `VTIME`, который говорит, что если буфер не меняется какое-то время, то пользователь закончил
|
||||
|
||||
Остальное нам вроде бы знакомо =)
|
||||
|
||||
<!---Тут следует следить за обновлениями кода в substitutions.py, а то неактуальный код - большая беда-->
|
||||
|
||||
## Исправление ассемблерных вставок
|
||||
|
||||
Должен сказать, что я не большой поклонник "inline assembly". На мой субъективный взгляд намного лучше, читаемее и стабильнее добавлять ассемблер на этапе линковки. Это дает несколько приятных бонусов:
|
||||
@ -118,3 +136,11 @@ void set_input_mode()
|
||||
- Компилятору надо понимать, что будет происходить с переменными и регистрами во время ассемблерной вставки, поэтому и это тоже придется указать отдельно
|
||||
|
||||
Собственно видно, что есть ньансы, которые и заставляют меня сделать выбор в пользу обычного ассемблера и линковки, но раз лаба хочет, чтобы использовался именно inline, то будем использовать inline
|
||||
|
||||
UPD 12.09.24 22:00: в самый последний момент преподаватель решил в своей методички пингануть адрес в памяти, который в ms-dos отведен для хранени данных BIOS, а конкретнее ту часть, которая отведена под системные часы насколько я понимаю. В случае DOS это вполне себе реальная память, которая вполне себе реально существует более того, в досе процессор находится в режиме реальных адресов. Linux в свою очередь относится к приколам с обращением к произвольному участку памяти как к уязвимостям, поэтому не дает просто почитать или пописать в непромапаную память. Но это пол беды на самом-то деле, ведь вся память у любой программы виртуальная и уже на уровне операционной системы и процессора перегонятся в виртуальную, поэтому даже если я воспользуюсь `mmap` и промапаю соответствующий адрес в памяти, в нем будет просто лежать мусор и не более. Поэтому последнюю часть работы, где достается время из памяти BIOS я пропускаю за невозможностью ее выполнить на машине на базе Linux
|
||||
|
||||
## Замеры времени ассемблерной команды
|
||||
|
||||
Мне лабораторную работу зачли и без этой части, но если кто-то будет сдавать ему лабу так же как и я, такое возможно не проканает, поэтому для решения задачи замера приложен файлик time.asm (по крайней мере должен быть, если я не забыл). В нем в комментариях я постарался пояснить все этапы замера времени. Но для базового понимания придется сделать некоторые пояснения относительно организационных решений. В методичке преподаватели предпочли обратиться к чтению из промапаной области памяти BIOS, так называемой BIOS data area. Неплохой вариант, если есть прямой доступ к памяти устройства, поскольку BIOS хранит в памяти довольно много полезных данных. Однако из пользовательских программ простучать эту память не получается, потому что linux будет выдавать ошибку даже если такие программы запускать под рутом.
|
||||
|
||||
Однако как же тогда получать время и делать другие манипуляции? Довольно просто на самом деле - системными вызовами. Системный вызов - это программное прерывание, которое просит операционную систему в режиме ядра выполнить какую-то работу: получить время, установить время, поменять разрешения на порты, сменить режимы терминала и очень многое другое вплоть до создания X-server'а. Найти системные вызовы можно прогуглив `linux syscalls table`. От себя порекомендую этот [сайт](https://syscalls.mebeim.net/?table=x86/64/x64/latest). Они вытаскивают системные вызовы из каждой версии ядра. Также возможный, пусть и требующий значительно больше знаний вариант - посмотреть стандартную библиотеку вашего компилятора C. Дело в том, что сам язык C довольно мал и весь его огромный функционал завязан на не таком уж и большом количестве зарезервированных слов и конструкций. В целом сопоставление между C и ассемблером, если компилировать без оптимизаций компилятора (`-O0`), выходит довольно однозначное. И эта же особенность заставляет постоянно переписывать те библиотеки в C, которые зависят от системы или архитектуры. **Не мудрено, что и системные вызовы тоже хранятся где-то в заголовках**. Однако я тут ничего не подскажу, так как так и не понял, где эти номера нормально записаны. Если вы знаете - пишите.
|
||||
|
||||
@ -46,12 +46,21 @@ int main(void) {
|
||||
|
||||
set_input_mode();
|
||||
while (isKeyPressed() == 0) {
|
||||
asm {
|
||||
push ax
|
||||
in al,0x40
|
||||
}
|
||||
unsigned char Tmm = _AL;
|
||||
asm pop ax
|
||||
// asm {
|
||||
// push ax
|
||||
// in al,0x40
|
||||
// }
|
||||
|
||||
unsigned char Tmm = 0;
|
||||
asm (
|
||||
"push rax\n\t"
|
||||
"in al, 0x40"
|
||||
"mov %0, al"
|
||||
"pop rax"
|
||||
:"=r"(Tmm)
|
||||
:
|
||||
:"rax"
|
||||
);
|
||||
delay(500);
|
||||
printf("\n Порт40 = %d", Tmm);
|
||||
}
|
||||
@ -69,46 +78,58 @@ int main(void) {
|
||||
reset_input_mode();
|
||||
system("pause");
|
||||
|
||||
int Time;
|
||||
set_input_mode();
|
||||
while (isKeyPressed() == 0) {
|
||||
asm push ds
|
||||
asm push si
|
||||
asm mov ax, 40h
|
||||
asm mov ds, ax
|
||||
asm mov si, 0x6C
|
||||
asm mov ax, [ds : si]
|
||||
asm mov Time, ax
|
||||
asm pop si
|
||||
asm pop ds
|
||||
// Данная секция закомментирована, поскльку линукс не дает обратиться к
|
||||
// не промапанной и не аллоцированной памяти. Но даже если ее аллоцировать
|
||||
// mmem'ом, все равно эта память будет виртуальная, поэтому смысла делать
|
||||
// это не имеет. Вариант просмотра содержимого условной ячейки памяти на nasm
|
||||
// приведен в файле time.asm. Объяснить тот код, который я вижу
|
||||
// на базовом уровне я в состоянии
|
||||
|
||||
printf("\n %d", Time);
|
||||
delay(300);
|
||||
}
|
||||
reset_input_mode();
|
||||
// int Time;
|
||||
// set_input_mode();
|
||||
// while (isKeyPressed() == 0) {
|
||||
// Здесь происходит операция получения времени суток при
|
||||
// помощи обращения к специально размеченой области памяти
|
||||
// Однако можно ли такой фокус сделать в linux это еще надо узнать
|
||||
// asm push ds
|
||||
// asm push si
|
||||
// asm mov ax, 40h
|
||||
// asm mov ds, ax
|
||||
// asm mov si, 0x6C
|
||||
// asm mov ax, [ds : si]
|
||||
// asm mov Time, ax
|
||||
// asm pop si
|
||||
// asm pop ds
|
||||
// asm(
|
||||
// "mov "
|
||||
// );
|
||||
//
|
||||
// printf("\n %d", Time);
|
||||
// delay(300);
|
||||
// }
|
||||
// reset_input_mode();
|
||||
//
|
||||
// beep(400, 200);
|
||||
// for (lCnt = 0; lCnt < 1000000; lCnt++) {
|
||||
// a1:
|
||||
// asm {
|
||||
// mov ax,iA
|
||||
// mov ax,iA
|
||||
// mov ax,iA
|
||||
// mov ax,iA
|
||||
// mov ax,iA
|
||||
// mov ax,iA
|
||||
// mov ax,iA
|
||||
// mov ax,iA
|
||||
// mov ax,iA
|
||||
// a2:
|
||||
// mov ax,iA
|
||||
// }
|
||||
// }
|
||||
// beep(400, 200);
|
||||
|
||||
beep(400, 200);
|
||||
for (lCnt = 0; lCnt < 1000000; lCnt++) {
|
||||
a1:
|
||||
asm {
|
||||
mov ax,iA
|
||||
mov ax,iA
|
||||
mov ax,iA
|
||||
mov ax,iA
|
||||
mov ax,iA
|
||||
mov ax,iA
|
||||
mov ax,iA
|
||||
mov ax,iA
|
||||
mov ax,iA
|
||||
a2:
|
||||
mov ax,iA
|
||||
}
|
||||
}
|
||||
beep(400, 200);
|
||||
// здесь секция для выполнения замеров времени. Поскольку доступ к звуку
|
||||
// Я иметь не могу, если не буду использовать pulseaudio, замерим старыми дедовскими методами
|
||||
// При помощи clock_gettime
|
||||
}
|
||||
|
||||
//void beep(unsigned iTone, unsigned iDlit) {
|
||||
// sound(iTone);
|
||||
// delay(iDlit);
|
||||
// nosound();
|
||||
//}
|
||||
|
||||
@ -3,6 +3,7 @@
|
||||
#include <stdio.h>
|
||||
#include <stdlib.h>
|
||||
#include <termios.h>
|
||||
#include <time.h>
|
||||
|
||||
/* Use this variable to remember original terminal attributes. */
|
||||
|
||||
@ -32,7 +33,8 @@ void set_input_mode()
|
||||
/* Set the funny terminal modes. */
|
||||
tcgetattr (STDIN_FILENO, &tattr);
|
||||
tattr.c_lflag &= ~(ICANON|ECHO); /* Clear ICANON and ECHO. */
|
||||
tattr.c_cc[VMIN] = 1;
|
||||
tattr.c_cc[VMIN] = 0;
|
||||
tattr.c_cc[VTIME] = 0;
|
||||
tcsetattr (STDIN_FILENO, TCSAFLUSH, &tattr);
|
||||
}
|
||||
|
||||
@ -52,10 +54,10 @@ char isKeyPressed()
|
||||
return 0;
|
||||
}
|
||||
|
||||
//int main()
|
||||
//{
|
||||
// set_input_mode();
|
||||
// while (isKeyPressed() == 0) {}
|
||||
// printf("ok");
|
||||
// reset_input_mode();
|
||||
//}
|
||||
int main()
|
||||
{
|
||||
set_input_mode();
|
||||
while (isKeyPressed() == 0) {printf("hell\n");}
|
||||
printf("ok\n");
|
||||
reset_input_mode();
|
||||
}
|
||||
|
||||
97
01-asm-basics/time.asm
Normal file
97
01-asm-basics/time.asm
Normal file
@ -0,0 +1,97 @@
|
||||
; Эта директива делает функцию видимой.
|
||||
; По умолчанию в ассемблере используется _start,
|
||||
; но поскольку для вывода на экран я пользуюсь
|
||||
; С'шной функцией prinf, для корректного подключения библиотек на этапе линковки
|
||||
global main
|
||||
|
||||
; Объявляю, что буду ссылаться на метку printf, которой нет внутри кода программы
|
||||
; extern вообще обзначает, что метка объявлена где-то еще
|
||||
extern printf
|
||||
|
||||
; тут объявлен макрос CLOCK_REALTIME, который на этапе ассемблирования заменится на число 0
|
||||
; Использован он тут, так как является clock_id, о котором будет сказано позже. И я не уверен
|
||||
; что на всех системах это число будет одинаково. Свое я посмотрел в файлах компилятора.
|
||||
%define CLOCK_REALTIME 0
|
||||
|
||||
; так в ассемблере задаются структуры. Существуют они лишь на уровне препроцессора
|
||||
; да и применение их весьма специфично. Но подробнее лучше погуглите
|
||||
; struct timespec { time_t tv_sec; long tv_nsec; } - это шаблон из C
|
||||
struc timespec
|
||||
.tv_sec: resq 1
|
||||
.tv_nsec: resq 1
|
||||
endstruc
|
||||
|
||||
section .note.GNU-stack ; чтобы не жаловался линкер
|
||||
|
||||
; Секция с данными, ее особенность в том, что нужно указать лишь сколько нужно зарезервировать
|
||||
section .bss
|
||||
; вообще можно было бы использовать istruc и создать эти 2 структуры в .data, но я решил,
|
||||
; что не хочу тратить время на инициализацию того, что и так будет перезаписано
|
||||
; обе эти инструкции просто нужны чтобы застолбить по 16 памяти на каждый замер времени
|
||||
; потому что time_t и long имеют размер 8 байт, а поля 2
|
||||
start:
|
||||
resq 2
|
||||
|
||||
finish:
|
||||
resq 2
|
||||
|
||||
; Секция с данными, которые заранее заполняются чем-то
|
||||
section .data
|
||||
|
||||
fstring db "Operations took %ul seconds and %ul nanoseconds", 10, 0 ; строки стиля C должны оканчиваться нулем
|
||||
flen equ $-fstring ; длина строки. $ - это текущий адрес. Подробнее не буду рассказывать - мне лень
|
||||
|
||||
section .text
|
||||
|
||||
main: ; лично в моей системе time_t представляет из себя long int
|
||||
mov rax, 228 ; Системный вызов получения времени
|
||||
mov rdi, CLOCK_REALTIME
|
||||
mov rsi, start
|
||||
syscall
|
||||
|
||||
; здесь место для кода под замер времени
|
||||
mov rcx, 20000 ; сколько раз нужно прогнать цикл
|
||||
|
||||
; цикл
|
||||
looper:
|
||||
mov rax, start
|
||||
loop looper ; про это чуть позже узнаете
|
||||
|
||||
; замеряем время второй раз
|
||||
mov rax, 228
|
||||
mov rdi, CLOCK_REALTIME
|
||||
mov rsi, finish
|
||||
syscall
|
||||
|
||||
; считаем время для секунда и миллисекунд
|
||||
; секунды
|
||||
mov rsi, [finish + timespec.tv_sec]
|
||||
sub rsi, [start + timespec.tv_sec]
|
||||
|
||||
; наносекунды
|
||||
mov rdx, [finish + timespec.tv_nsec]
|
||||
sub rdx, [start + timespec.tv_nsec]
|
||||
|
||||
; вызываем функцию printf. Согласно соглашению о вызовах fastcall
|
||||
; при вызове функций для передачи аргументов используются регистры по порядку следования аргументов
|
||||
; rdi, rsi, rdx, rcx, r8, r9, а остальные пушатся в ассемблер.
|
||||
; Свои заморочки там с числами с плавающей точкой, но об этом не сейчас
|
||||
mov rdi, fstring
|
||||
mov rax, 0
|
||||
; Вот тут все во имя выравнивания стека. Об этом я сейчас рассказывать не буду, только если попросят в readme чиркану
|
||||
sub rsp, 8
|
||||
; собственно вызов функции. На самом деле это обычный jmp, который предварительно пушит в стек адрес возврата.
|
||||
; в будущем будьте аккуратнее с этими приколами, потому что при встрече ключевого слова ret ассемблер всегда.
|
||||
; подчеркиваю ВСЕГДА прочитает 8 байт со стека и передаст туда управление. И как бы что там будет - одному богу ведомо
|
||||
; Так что в ваших же интересах следить за тем, чтобы в стеке лежали правильные байты
|
||||
call printf
|
||||
; поскольку выравнивание больше не нужно, возвращаем стек в исходное состояние
|
||||
add rsp, 8
|
||||
|
||||
exit:
|
||||
; Тут происходит системный вызов выхода из приложения. Если его не увидит
|
||||
; linux, то он решит, что программа завершилась аварийно
|
||||
mov rax, 60
|
||||
mov rdi, 0 ; код ошибки. если вернется 0 - считается, что ошибок не произошло
|
||||
syscall
|
||||
|
||||
Reference in New Issue
Block a user