5 Commits

8 changed files with 120 additions and 300 deletions

View File

@ -2,119 +2,3 @@
## Введение в низкоуровневое программирование. Встроенный отладчик. Встроенный Ассемблер ## Введение в низкоуровневое программирование. Встроенный отладчик. Встроенный Ассемблер
## Переписываем шаблон
Поскольку весь шаблонный текст написан под MS-DOS, мы очевидным образом не можем его использовать для решения задачи под linux.
Замены требуют следующие функции:
- getch
- delay
- inp
- bioskey
### getch
Наиболее простая замена будет для `getch()`, поскольку единственное ее назначение - ожидать нажатия клавиши. В этом контексте у линукса есть полноценная замена в виде `system("pause")`
### delay
Здесь уже несколько посложнее, потому что DOS'овский `delay` использует задержку в миллисекундах, а линуксовый `sleep` - в секундах. Поэтому используем функцию `usleep`. Она принимает время задержки в микросекундах, поэтому для получения миллисекунда нужно просто умножить на 1000. То есть код:
```C
void delay(unsigned ms)
{
usleep(ms * 1000);
}
```
### bioskey
Из всех пока что самая сложная замена. Если вызвать `bioskey(1)`, то она вытаст 1 если какая либо клавиша была нажата и 0 если не была. при этом проверка происходит в моменте и не блокирует выполнение программы.
Для иммитации этого на линуксе нам потребуется неканонический режим ввода в терминал, а также сделать так, чтобы все печатаемое не выводилось в курсор. Этого можно добиться 2 способами:
1. Покурить гигагалактический томик по ассемблеру и узнать про системный вызов ioctl, после чего руками разметить область оперативной памяти, провести все системные вызовы, потом при помощи poll проверять наличие символов в буфере, обрабатывать ошибки и интегрировать функции через прототипы в наш код на C
2. Сдаться и выбрать путь языка C
Я уже сказал, что я из слабых, поэтому писать кусок на ассемблере как-то не горю желанием (хотя может когда-нибудь в будущем по просьбам напишу)
#### Зависимости
Язык программирования C имеет определенный уровень абстракции от конкретных системных вызовов и предоставляет нам несколько вещей:
- `<termios.h>` - структура данных, хранящая информацию о текущем состоянии терминала, а также удобные методы `tcgetattr` и `tcsetattr`
- `<unistd.h>` - Библиотека, используемая для унификации дескрипторов, битов и прочих унификаций
- `<stdlib.h>` - много чего, но нам для безопасности потребуется `atexit`, чтобы если что-то пошло не так, у нас не наебнулся терминал
Опционально берется `<stdio.h>` для целей адекватного вывода ошибок. Не обязательно, но предпочтительно
#### Реализация
Для начала нам необходимо сохранить свой текущий терминал, чтобы без проблем его восстановить в будущем, для этого заводим в памяти переменную (придется сделать ее глобальной, потому что на инкапсуляцию и защиту нет времени, нервов и желания)
```C
struct termios saved_attributes;
```
Далее сразу напишем функцию для восстановления
```C
void reset_input_mode()
{
tcsetattr (STDIN_FILENO, TCSANOW, &saved_attributes);
}
```
Здесь `STDIN_FILENO` - это дескриптор потока стандартного ввода (ввод с консоли по простяге). Вообще это число, но в `<unistd.h>` он вынесен в макрос для хоть какой-то унификации, `TCSANOW` - тоже число. В контексте функции `tcsetattr` оно заставляет изменениям в формате терминала вступить в силу немедленно, вне зависимости от того, есть ли еще в буфере текст на вывод. Другими вариантами могут стать:
- `TCSANOW` - применить изменения сразу при сигнале и продолжать предыдущий вывод с того же места, где он кончился
- `TCSADRAIN` - заставит сначала очистить текущий буфер вывода до дна, а только потом сменит режим. То есть сначала все, что было на момент запроса в буфере, будет выведено, а только потом сменится режим терминала
- `TCSAFLUSH` - то же, что и `TCSADRAIN`, только еще и сносит весь буффер ввода
```C
void set_input_mode()
{
struct termios tattr;
char *name;
// Убеждаемся, что STDIN - это терминал
if (!isatty (STDIN_FILENO))
{
fprintf (stderr, "Not a terminal.\n");
exit (EXIT_FAILURE);
}
// Сохраняем параметры текущего терминала
//для последующего восстановления
tcgetattr (STDIN_FILENO, &saved_attributes);
atexit (reset_input_mode);
// Устанавливаем все режимы, которые
// нас в общем-то интересуют
tcgetattr (STDIN_FILENO, &tattr);
tattr.c_lflag &= ~(ICANON|ECHO); /* Clear ICANON and ECHO. */
tattr.c_cc[VMIN] = 0;
tattr.c_cc[VTIME] = 0;
tcsetattr (STDIN_FILENO, TCSAFLUSH, &tattr);
}
```
## Исправление ассемблерных вставок
Должен сказать, что я не большой поклонник "inline assembly". На мой субъективный взгляд намного лучше, читаемее и стабильнее добавлять ассемблер на этапе линковки. Это дает несколько приятных бонусов:
1. Код можно поддерживать на любимом ассемблере
2. Код ассемблера можно компилить отдельно
3. Код программы на C становится ощутимо чище (*лично на мой взгляд ассемблерные вставки плохо смотрятся в коде*), а также все макросы ассемблера не касаются кода на C
4. Меньше потенциальных ошибок из-за того, что вы что-то не так поняли и откомпилировалось все неправильно
Помимо прочего очень важный момент: я использую gcc для компиляции, а в отличие от clang, он довольно ленивый и наши строки для ассемблера в нетронутом виде отправятся прямо в текст программы, которая затем будет скормлена ассемблеру. Отсюда следует несколько нюансов:
- Стандартный ассемблер, используемый `gcc` - `as` и по умолчанию он использует синтаксис AT&T. Однако я не очень люблю этот синтаксис, предпочитаю работать с синтаксисом intel. Выхода тут 2:
- Дать компилятору флаг -masm=intel, после чего уже собственный ассемблер переключится на intel синтаксис
- В начале каждой ассемблерной вставки ставить ".intel_syntax noprefix", а после вставки но перед параметрами ставить ".att_syntax prefix". Это может периодически плохо работать
- При написании ассемблера необходимо соблюдать все переносы строк и при этом указывать это явно (поэтому в конце строк у меня и появляются `\n\t` - это поддержание табуляции и переноса строки
- Компилятору надо понимать, что будет происходить с переменными и регистрами во время ассемблерной вставки, поэтому и это тоже придется указать отдельно
Собственно видно, что есть ньансы, которые и заставляют меня сделать выбор в пользу обычного ассемблера и линковки, но раз лаба хочет, чтобы использовался именно inline, то будем использовать inline

View File

@ -1,114 +0,0 @@
#include <stdio.h>
#include <sys/io.h>
#include <stdlib.h>
#include <unistd.h>
#include "substitutions.h"
#define PortCan0 0x40
void beep(unsigned iTone, unsigned iDlit);
void delay(unsigned int ms)
{
usleep(ms * 1000);
}
int main(void) {
long int lCnt = 0;
int iA = 0x1234;
char *pT = (char *)0x46C;
printf("\nПечатаем 10 раз значение байта с известным адресом\n");
for (int i = 0; i < 10; i++)
{
printf(" \n %d ", *pT);
}
printf("\n Для продолжения нажмите любую клавишу \n");
system("pause"); // Ждем нажатия клавиши
printf("\n Читаем содержимое порта с адресом 40 с помощью функции Си \n");
printf("\n Для выхода из цикла - нажмите любую клавишу \n");
// Линуксу не сильно нравится, что ты насилуешь порты ввода и вывода процессора, поэтому нужно выдать ему на это дело разрешение
ioperm(PortCan0, 1, 3); // Что означает тройка напишу позже
set_input_mode();
while (isKeyPressed() == 0) {
printf("\n Порт40 = %d", inb(PortCan0));
delay(500);
}
reset_input_mode();
system("pause");
printf("\n Читаем содержимое порта с адресом 40 ассемблером \n");
set_input_mode();
while (isKeyPressed() == 0) {
asm {
push ax
in al,0x40
}
unsigned char Tmm = _AL;
asm pop ax
delay(500);
printf("\n Порт40 = %d", Tmm);
}
reset_input_mode();
system("pause");
printf("\n Для продолжения - нажмите любую клавишу \n");
system("pause");
long *pTime = (long *)0x46C;
set_input_mode();
while (isKeyPressed() == 0) {
printf("\n %ld", *pTime);
delay(1000);
}
reset_input_mode();
system("pause");
int Time;
set_input_mode();
while (isKeyPressed() == 0) {
asm push ds
asm push si
asm mov ax, 40h
asm mov ds, ax
asm mov si, 0x6C
asm mov ax, [ds : si]
asm mov Time, ax
asm pop si
asm pop ds
printf("\n %d", Time);
delay(300);
}
reset_input_mode();
beep(400, 200);
for (lCnt = 0; lCnt < 1000000; lCnt++) {
a1:
asm {
mov ax,iA
mov ax,iA
mov ax,iA
mov ax,iA
mov ax,iA
mov ax,iA
mov ax,iA
mov ax,iA
mov ax,iA
a2:
mov ax,iA
}
}
beep(400, 200);
}
//void beep(unsigned iTone, unsigned iDlit) {
// sound(iTone);
// delay(iDlit);
// nosound();
//}

View File

@ -1,61 +0,0 @@
#include "substitutions.h"
#include <unistd.h>
#include <stdio.h>
#include <stdlib.h>
#include <termios.h>
/* Use this variable to remember original terminal attributes. */
struct termios saved_attributes;
void reset_input_mode()
{
tcsetattr (STDIN_FILENO, TCSANOW, &saved_attributes);
}
void set_input_mode()
{
struct termios tattr;
char *name;
/* Make sure stdin is a terminal. */
if (!isatty (STDIN_FILENO))
{
fprintf (stderr, "Not a terminal.\n");
exit (EXIT_FAILURE);
}
/* Save the terminal attributes so we can restore them later. */
tcgetattr (STDIN_FILENO, &saved_attributes);
atexit (reset_input_mode);
/* Set the funny terminal modes. */
tcgetattr (STDIN_FILENO, &tattr);
tattr.c_lflag &= ~(ICANON|ECHO); /* Clear ICANON and ECHO. */
tattr.c_cc[VMIN] = 1;
tcsetattr (STDIN_FILENO, TCSAFLUSH, &tattr);
}
void delay(unsigned int ms)
{
usleep(ms * 1000);
}
char isKeyPressed()
{
char key_handler = 0;
read(STDIN_FILENO, &key_handler, 1);
if (key_handler > 0)
{
return 1;
}
return 0;
}
//int main()
//{
// set_input_mode();
// while (isKeyPressed() == 0) {}
// printf("ok");
// reset_input_mode();
//}

View File

@ -1,9 +0,0 @@
#ifndef SUBSTITUTIONS_H
#define SUBSTITUTIONS_H
void reset_input_mode();
void set_input_mode();
void delay(unsigned int ms);
char isKeyPressed();
#endif

17
08-debugging/Makefile Normal file
View File

@ -0,0 +1,17 @@
all: test testee
test: test.o
gcc $^ -o $@ -g
test.o: test.c
gcc -c $^ -g
testee: testee.o
ld $^ -o $@
testee.o: testee.asm
nasm -felf64 $^ -o $@ -g
clean:
rm *.o test *.gch testee

View File

@ -2,3 +2,13 @@
## Отладчик ## Отладчик
Всю основу написания отладчиков на Linux держит на своих плечах один единственный систенмый вызов - ptrace ("process trace"). Он позволяет выполнять все то, что мы привыкли делать в дебаггере - шаг с обходом, шаг с заходом, просмотр регистров, мучения оперативы и прочие радости отладки. Как тут помочь не знаю, потому что подробный гайд займет целую статью. Предложение простое - почитать великую статью по написанию (первые 2 части покроют весь материал этой лабы): https://blog.tartanllama.xyz/writing-a-linux-debugger-setup/
В основном пробелмы будут сопряжены только с чтением того, что вообще может делать ptrace, а может он почти все, что нас инетерсует, тольк вот интерфейс у него мягко скажем не по solid.
Внутри своего кода я ввел специальный макрос `DONT_CARE`, который призван сигнализировать о том, что при определенном флаге некоторые поля будут игнорироваться.
В остальном удачи и учтите, что программа останавливается как-то по своей логике, а не по логике обычного человека. Она остановится не в момент ptrace (PTRACE_TRACEME, ...), а в момент execv. Почему так? да фиг его знает если честно. Скорее всего просто в этот момент программа посылает сигнал о том, что образ потока был переписан. Других идей у меня нет.
Собственно именно поэтому continue прожималось мной 2 раза, а не один, как хотелось бы верить по логике

67
08-debugging/test.c Normal file
View File

@ -0,0 +1,67 @@
#include<stdio.h>
#include<stdlib.h>
#include<unistd.h>
#include<sys/types.h>
#include<sys/ptrace.h>
#include<sys/user.h>
#include<sys/wait.h>
#define DONT_CARE 0
int stats;
struct user_regs_struct regs;
void continue_execution(pid_t pid)
{
ptrace(PTRACE_CONT, pid, DONT_CARE, DONT_CARE);
waitpid(pid, &stats, 0);
return;
}
void print_rax(pid_t pid)
{
ptrace(PTRACE_GETREGS, pid, DONT_CARE, &regs);
printf("rax = %llu\n", regs.rax);
return;
}
void step(pid_t pid)
{
ptrace(PTRACE_SINGLESTEP, pid, DONT_CARE, DONT_CARE);
waitpid(pid, &stats, 0);
return;
}
int main()
{
printf("procces is run ");
pid_t pid;
pid = fork();
if (pid==0)
{
printf(" -- child\n");
ptrace(PTRACE_TRACEME, 0, 0, 0);
execl("./testee", "testee", NULL);
printf("____AFTER_TRACE_CHILD____\n");
}
else if(pid > 0)
{
char buff;
printf(" -- parrent\n");
continue_execution(pid); // to start app
continue_execution(pid);
if (stats & SIGTRAP)
{
printf("--BREAKPOINT--\n");
while (stats != 0)
{
read(0, &buff, 1);
print_rax(pid);
step(pid);
}
}
printf("____PROCESS_WAS_TERMINATED____\n");
}
return 0;
}

26
08-debugging/testee.asm Normal file
View File

@ -0,0 +1,26 @@
global _start
section .data
msg: db "I'm alive", `\n`, 0
msg_len equ $-msg
section .text
_start:
xor rax, rax,
add rax, 1
;int3
add rax, 12
;int3
mov rax, 33
;int3
mov rax, 1
mov rdi, 1
mov rsi, msg
mov rdx, msg_len
syscall
int3
mov rax, 60
mov rdi, 0
syscall