12 Commits

Author SHA1 Message Date
6794efeedd docs: маленькое пояснение к README 2024-10-02 22:23:23 +03:00
414f189d18 feat: написаны функции сравнения времени выполнения 2024-10-02 20:07:05 +03:00
4b05989ba5 fix(utils): добавил флаг отладки в Makefile 2024-10-02 20:06:42 +03:00
e86f3701fe feat: приведен шаблон для решения 3 пункта задания
Вроде там еще надо будет что-то сравнить по быстродействию, это добавлю в будущих коммитах
2024-10-02 18:10:34 +03:00
a309019bdb feat: добавлены замеры тиков для последней команды 2024-10-01 22:20:37 +03:00
f2ca981037 fix: убраны дебажные команды 2024-10-01 20:55:08 +03:00
0aed286bcb fix: исправлен недочет при расчете времени 2024-10-01 16:17:15 +03:00
541524bd6f feat: первый прототип для 2 пунтка написан 2024-10-01 15:58:31 +03:00
df80a7190e feat: написаны приготовления для 2 пункта
В приготовления входит макрос для замера времени и предварительно записанные строки для printf
2024-10-01 12:52:23 +03:00
4594912561 feat: решен первый пункт
Этот пункт действительно предполагает просто воспользоваться всеми типами адресации
2024-10-01 12:51:05 +03:00
95df24eaa5 feat: добавлена отдельная логика компиляции для task2
Дело в том, что там я намереваюсь воспользоваться фукнциями стандратной библиотеки Си, поэтому процесс компиляции должен быть особым
2024-10-01 12:49:35 +03:00
53a82c8ea0 feat: скопирован старый Makefile 2024-09-30 15:16:32 +03:00
13 changed files with 374 additions and 392 deletions

View File

@ -2,145 +2,3 @@
## Введение в низкоуровневое программирование. Встроенный отладчик. Встроенный Ассемблер
## Переписываем шаблон
Поскольку весь шаблонный текст написан под MS-DOS, мы очевидным образом не можем его использовать для решения задачи под linux.
Замены требуют следующие функции:
- getch
- delay
- inp
- bioskey
### getch
Наиболее простая замена будет для `getch()`, поскольку единственное ее назначение - ожидать нажатия клавиши. В этом контексте у линукса есть полноценная замена в виде `system("pause")`
### delay
Здесь уже несколько посложнее, потому что DOS'овский `delay` использует задержку в миллисекундах, а линуксовый `sleep` - в секундах. Поэтому используем функцию `usleep`. Она принимает время задержки в микросекундах, поэтому для получения миллисекунда нужно просто умножить на 1000. То есть код:
```C
void delay(unsigned ms)
{
usleep(ms * 1000);
}
```
### bioskey
Из всех пока что самая сложная замена. Если вызвать `bioskey(1)`, то она вытаст 1 если какая либо клавиша была нажата и 0 если не была. при этом проверка происходит в моменте и не блокирует выполнение программы.
Для иммитации этого на линуксе нам потребуется неканонический режим ввода в терминал, а также сделать так, чтобы все печатаемое не выводилось в курсор. Этого можно добиться 2 способами:
1. Покурить гигагалактический томик по ассемблеру и узнать про системный вызов ioctl, после чего руками разметить область оперативной памяти, провести все системные вызовы, потом при помощи poll проверять наличие символов в буфере, обрабатывать ошибки и интегрировать функции через прототипы в наш код на C
2. Сдаться и выбрать путь языка C
Я уже сказал, что я из слабых, поэтому писать кусок на ассемблере как-то не горю желанием (хотя может когда-нибудь в будущем по просьбам напишу)
#### Зависимости
Язык программирования C имеет определенный уровень абстракции от конкретных системных вызовов и предоставляет нам несколько вещей:
- `<termios.h>` - структура данных, хранящая информацию о текущем состоянии терминала, а также удобные методы `tcgetattr` и `tcsetattr`
- `<unistd.h>` - Библиотека, используемая для унификации дескрипторов, битов и прочих унификаций
- `<stdlib.h>` - много чего, но нам для безопасности потребуется `atexit`, чтобы если что-то пошло не так, у нас не наебнулся терминал
Опционально берется `<stdio.h>` для целей адекватного вывода ошибок. Не обязательно, но предпочтительно
#### Реализация
Для начала нам необходимо сохранить свой текущий терминал, чтобы без проблем его восстановить в будущем, для этого заводим в памяти переменную (придется сделать ее глобальной, потому что на инкапсуляцию и защиту нет времени, нервов и желания)
```C
struct termios saved_attributes;
```
Далее сразу напишем функцию для восстановления
```C
void reset_input_mode()
{
tcsetattr (STDIN_FILENO, TCSANOW, &saved_attributes);
}
```
Здесь `STDIN_FILENO` - это дескриптор потока стандартного ввода (ввод с консоли по простяге). Вообще это число, но в `<unistd.h>` он вынесен в макрос для хоть какой-то унификации, `TCSANOW` - тоже число. В контексте функции `tcsetattr` оно заставляет изменениям в формате терминала вступить в силу немедленно, вне зависимости от того, есть ли еще в буфере текст на вывод. Другими вариантами могут стать:
- `TCSANOW` - применить изменения сразу при сигнале и продолжать предыдущий вывод с того же места, где он кончился
- `TCSADRAIN` - заставит сначала очистить текущий буфер вывода до дна, а только потом сменит режим. То есть сначала все, что было на момент запроса в буфере, будет выведено, а только потом сменится режим терминала
- `TCSAFLUSH` - то же, что и `TCSADRAIN`, только еще и сносит весь буффер ввода
```C
void set_input_mode()
{
struct termios tattr;
char *name;
// Убеждаемся, что STDIN - это терминал
if (!isatty (STDIN_FILENO))
{
fprintf (stderr, "Not a terminal.\n");
exit (EXIT_FAILURE);
}
// Сохраняем параметры текущего терминала
//для последующего восстановления
tcgetattr (STDIN_FILENO, &saved_attributes);
atexit (reset_input_mode);
// Устанавливаем все режимы, которые
// нас в общем-то интересуют
tcgetattr (STDIN_FILENO, &tattr);
tattr.c_lflag &= ~(ICANON|ECHO); /* Clear ICANON and ECHO. */
tattr.c_cc[VMIN] = 0;
tattr.c_cc[VTIME] = 0;
tcsetattr (STDIN_FILENO, TCSAFLUSH, &tattr);
}
```
**Разберем некоторые строки подробнее**
`isatty(STDIN_FILENO)` - в целом `isatty` просто проверяет, является ли дескриптор файла консолью в общем смысле этого слова. Вообще в линуксе `tty` означает teletype - консоли, которые могут использоваться для выполнения команд, восстановления системы и прочего. В некоторых дистрибутивах между ними можно даже переключаться, но так как я на wsl, мне эта роскошь не доступна
`fprintf` - функция, позволяющая делать "форматированный вывод" в поток дескриптора. То есть это как `prinf`, только еще и дескрипторы принимает
`EXIT_FAILURE` и `EXIT_SUCCESS` - обозначают 1 и 0 соответственно. Используются чтобы избежать неявной договоренности между пользователями линукс, что при возвращении нуля из функции - это успех, а другого - ошибка
Очевидным образом если `tcsetattr` устанавливал параметры терминала, то `tcgetattr` должен их получать. В качестве второго параметра принимает указатель на структуру данных, где должен их сохранить. В нашем случае ей выступает упоминавшаяся выше глобальная переменная
После получения параметров мы начинаем c ними играться в флагах. В данном случае я вырубаю `ICANON` тем самым говоря, что вводить `enter` при вводе команд не обязательно, а также рублю флаг `ECHO`, из-за чего набираемые с клавиатуры символы не отображаются
`VMIN` говорит о том, что одного символа в буфере достаточно, чтобы считать, что пользователь ввел все, что хотел. Есть еще параметр `VTIME`, который говорит, что если буфер не меняется какое-то время, то пользователь закончил
Остальное нам вроде бы знакомо =)
<!---Тут следует следить за обновлениями кода в substitutions.py, а то неактуальный код - большая беда-->
## Исправление ассемблерных вставок
Должен сказать, что я не большой поклонник "inline assembly". На мой субъективный взгляд намного лучше, читаемее и стабильнее добавлять ассемблер на этапе линковки. Это дает несколько приятных бонусов:
1. Код можно поддерживать на любимом ассемблере
2. Код ассемблера можно компилить отдельно
3. Код программы на C становится ощутимо чище (*лично на мой взгляд ассемблерные вставки плохо смотрятся в коде*), а также все макросы ассемблера не касаются кода на C
4. Меньше потенциальных ошибок из-за того, что вы что-то не так поняли и откомпилировалось все неправильно
Помимо прочего очень важный момент: я использую gcc для компиляции, а в отличие от clang, он довольно ленивый и наши строки для ассемблера в нетронутом виде отправятся прямо в текст программы, которая затем будет скормлена ассемблеру. Отсюда следует несколько нюансов:
- Стандартный ассемблер, используемый `gcc` - `as` и по умолчанию он использует синтаксис AT&T. Однако я не очень люблю этот синтаксис, предпочитаю работать с синтаксисом intel. Выхода тут 2:
- Дать компилятору флаг -masm=intel, после чего уже собственный ассемблер переключится на intel синтаксис
- В начале каждой ассемблерной вставки ставить ".intel_syntax noprefix", а после вставки но перед параметрами ставить ".att_syntax prefix". Это может периодически плохо работать
- При написании ассемблера необходимо соблюдать все переносы строк и при этом указывать это явно (поэтому в конце строк у меня и появляются `\n\t` - это поддержание табуляции и переноса строки
- Компилятору надо понимать, что будет происходить с переменными и регистрами во время ассемблерной вставки, поэтому и это тоже придется указать отдельно
Собственно видно, что есть ньансы, которые и заставляют меня сделать выбор в пользу обычного ассемблера и линковки, но раз лаба хочет, чтобы использовался именно inline, то будем использовать inline
UPD 12.09.24 22:00: в самый последний момент преподаватель решил в своей методички пингануть адрес в памяти, который в ms-dos отведен для хранени данных BIOS, а конкретнее ту часть, которая отведена под системные часы насколько я понимаю. В случае DOS это вполне себе реальная память, которая вполне себе реально существует более того, в досе процессор находится в режиме реальных адресов. Linux в свою очередь относится к приколам с обращением к произвольному участку памяти как к уязвимостям, поэтому не дает просто почитать или пописать в непромапаную память. Но это пол беды на самом-то деле, ведь вся память у любой программы виртуальная и уже на уровне операционной системы и процессора перегонятся в виртуальную, поэтому даже если я воспользуюсь `mmap` и промапаю соответствующий адрес в памяти, в нем будет просто лежать мусор и не более. Поэтому последнюю часть работы, где достается время из памяти BIOS я пропускаю за невозможностью ее выполнить на машине на базе Linux
## Замеры времени ассемблерной команды
Мне лабораторную работу зачли и без этой части, но если кто-то будет сдавать ему лабу так же как и я, такое возможно не проканает, поэтому для решения задачи замера приложен файлик time.asm (по крайней мере должен быть, если я не забыл). В нем в комментариях я постарался пояснить все этапы замера времени. Но для базового понимания придется сделать некоторые пояснения относительно организационных решений. В методичке преподаватели предпочли обратиться к чтению из промапаной области памяти BIOS, так называемой BIOS data area. Неплохой вариант, если есть прямой доступ к памяти устройства, поскольку BIOS хранит в памяти довольно много полезных данных. Однако из пользовательских программ простучать эту память не получается, потому что linux будет выдавать ошибку даже если такие программы запускать под рутом.
Однако как же тогда получать время и делать другие манипуляции? Довольно просто на самом деле - системными вызовами. Системный вызов - это программное прерывание, которое просит операционную систему в режиме ядра выполнить какую-то работу: получить время, установить время, поменять разрешения на порты, сменить режимы терминала и очень многое другое вплоть до создания X-server'а. Найти системные вызовы можно прогуглив `linux syscalls table`. От себя порекомендую этот [сайт](https://syscalls.mebeim.net/?table=x86/64/x64/latest). Они вытаскивают системные вызовы из каждой версии ядра. Также возможный, пусть и требующий значительно больше знаний вариант - посмотреть стандартную библиотеку вашего компилятора C. Дело в том, что сам язык C довольно мал и весь его огромный функционал завязан на не таком уж и большом количестве зарезервированных слов и конструкций. В целом сопоставление между C и ассемблером, если компилировать без оптимизаций компилятора (`-O0`), выходит довольно однозначное. И эта же особенность заставляет постоянно переписывать те библиотеки в C, которые зависят от системы или архитектуры. **Не мудрено, что и системные вызовы тоже хранятся где-то в заголовках**. Однако я тут ничего не подскажу, так как так и не понял, где эти номера нормально записаны. Если вы знаете - пишите.

View File

@ -1,135 +0,0 @@
#include <stdio.h>
#include <sys/io.h>
#include <stdlib.h>
#include <unistd.h>
#include "substitutions.h"
#define PortCan0 0x40
void beep(unsigned iTone, unsigned iDlit);
void delay(unsigned int ms)
{
usleep(ms * 1000);
}
int main(void) {
long int lCnt = 0;
int iA = 0x1234;
char *pT = (char *)0x46C;
printf("\nПечатаем 10 раз значение байта с известным адресом\n");
for (int i = 0; i < 10; i++)
{
printf(" \n %d ", *pT);
}
printf("\n Для продолжения нажмите любую клавишу \n");
system("pause"); // Ждем нажатия клавиши
printf("\n Читаем содержимое порта с адресом 40 с помощью функции Си \n");
printf("\n Для выхода из цикла - нажмите любую клавишу \n");
// Линуксу не сильно нравится, что ты насилуешь порты ввода и вывода процессора, поэтому нужно выдать ему на это дело разрешение
ioperm(PortCan0, 1, 3); // Что означает тройка напишу позже
set_input_mode();
while (isKeyPressed() == 0) {
printf("\n Порт40 = %d", inb(PortCan0));
delay(500);
}
reset_input_mode();
system("pause");
printf("\n Читаем содержимое порта с адресом 40 ассемблером \n");
set_input_mode();
while (isKeyPressed() == 0) {
// asm {
// push ax
// in al,0x40
// }
unsigned char Tmm = 0;
asm (
"push rax\n\t"
"in al, 0x40"
"mov %0, al"
"pop rax"
:"=r"(Tmm)
:
:"rax"
);
delay(500);
printf("\n Порт40 = %d", Tmm);
}
reset_input_mode();
system("pause");
printf("\n Для продолжения - нажмите любую клавишу \n");
system("pause");
long *pTime = (long *)0x46C;
set_input_mode();
while (isKeyPressed() == 0) {
printf("\n %ld", *pTime);
delay(1000);
}
reset_input_mode();
system("pause");
// Данная секция закомментирована, поскльку линукс не дает обратиться к
// не промапанной и не аллоцированной памяти. Но даже если ее аллоцировать
// mmem'ом, все равно эта память будет виртуальная, поэтому смысла делать
// это не имеет. Вариант просмотра содержимого условной ячейки памяти на nasm
// приведен в файле time.asm. Объяснить тот код, который я вижу
// на базовом уровне я в состоянии
// int Time;
// set_input_mode();
// while (isKeyPressed() == 0) {
// Здесь происходит операция получения времени суток при
// помощи обращения к специально размеченой области памяти
// Однако можно ли такой фокус сделать в linux это еще надо узнать
// asm push ds
// asm push si
// asm mov ax, 40h
// asm mov ds, ax
// asm mov si, 0x6C
// asm mov ax, [ds : si]
// asm mov Time, ax
// asm pop si
// asm pop ds
// asm(
// "mov "
// );
//
// printf("\n %d", Time);
// delay(300);
// }
// reset_input_mode();
//
// beep(400, 200);
// for (lCnt = 0; lCnt < 1000000; lCnt++) {
// a1:
// asm {
// mov ax,iA
// mov ax,iA
// mov ax,iA
// mov ax,iA
// mov ax,iA
// mov ax,iA
// mov ax,iA
// mov ax,iA
// mov ax,iA
// a2:
// mov ax,iA
// }
// }
// beep(400, 200);
// здесь секция для выполнения замеров времени. Поскольку доступ к звуку
// Я иметь не могу, если не буду использовать pulseaudio, замерим старыми дедовскими методами
// При помощи clock_gettime
}

View File

@ -1,63 +0,0 @@
#include "substitutions.h"
#include <unistd.h>
#include <stdio.h>
#include <stdlib.h>
#include <termios.h>
#include <time.h>
/* Use this variable to remember original terminal attributes. */
struct termios saved_attributes;
void reset_input_mode()
{
tcsetattr (STDIN_FILENO, TCSANOW, &saved_attributes);
}
void set_input_mode()
{
struct termios tattr;
char *name;
/* Make sure stdin is a terminal. */
if (!isatty (STDIN_FILENO))
{
fprintf (stderr, "Not a terminal.\n");
exit (EXIT_FAILURE);
}
/* Save the terminal attributes so we can restore them later. */
tcgetattr (STDIN_FILENO, &saved_attributes);
atexit (reset_input_mode);
/* Set the funny terminal modes. */
tcgetattr (STDIN_FILENO, &tattr);
tattr.c_lflag &= ~(ICANON|ECHO); /* Clear ICANON and ECHO. */
tattr.c_cc[VMIN] = 0;
tattr.c_cc[VTIME] = 0;
tcsetattr (STDIN_FILENO, TCSAFLUSH, &tattr);
}
void delay(unsigned int ms)
{
usleep(ms * 1000);
}
char isKeyPressed()
{
char key_handler = 0;
read(STDIN_FILENO, &key_handler, 1);
if (key_handler > 0)
{
return 1;
}
return 0;
}
int main()
{
set_input_mode();
while (isKeyPressed() == 0) {printf("hell\n");}
printf("ok\n");
reset_input_mode();
}

View File

@ -1,9 +0,0 @@
#ifndef SUBSTITUTIONS_H
#define SUBSTITUTIONS_H
void reset_input_mode();
void set_input_mode();
void delay(unsigned int ms);
char isKeyPressed();
#endif

View File

@ -1,21 +1,10 @@
; Эта директива делает функцию видимой.
; По умолчанию в ассемблере используется _start,
; но поскольку для вывода на экран я пользуюсь
; С'шной функцией prinf, для корректного подключения библиотек на этапе линковки
global main
; Объявляю, что буду ссылаться на метку printf, которой нет внутри кода программы
; extern вообще обзначает, что метка объявлена где-то еще
extern printf
; тут объявлен макрос CLOCK_REALTIME, который на этапе ассемблирования заменится на число 0
; Использован он тут, так как является clock_id, о котором будет сказано позже. И я не уверен
; что на всех системах это число будет одинаково. Свое я посмотрел в файлах компилятора.
%define CLOCK_REALTIME 0
; так в ассемблере задаются структуры. Существуют они лишь на уровне препроцессора
; да и применение их весьма специфично. Но подробнее лучше погуглите
; struct timespec { time_t tv_sec; long tv_nsec; } - это шаблон из C
; struct timespec { time_t tv_sec; long tv_nsec; }
struc timespec
.tv_sec: resq 1
.tv_nsec: resq 1
@ -23,23 +12,18 @@ endstruc
section .note.GNU-stack ; чтобы не жаловался линкер
; Секция с данными, ее особенность в том, что нужно указать лишь сколько нужно зарезервировать
section .bss
; вообще можно было бы использовать istruc и создать эти 2 структуры в .data, но я решил,
; что не хочу тратить время на инициализацию того, что и так будет перезаписано
; обе эти инструкции просто нужны чтобы застолбить по 16 памяти на каждый замер времени
; потому что time_t и long имеют размер 8 байт, а поля 2
start:
resq 2
start: ; uses timespec model
times 2 resq 1
finish:
resq 2
times 2 resq 1
; Секция с данными, которые заранее заполняются чем-то
section .data
fstring db "Operations took %ul seconds and %ul nanoseconds", 10, 0 ; строки стиля C должны оканчиваться нулем
flen equ $-fstring ; длина строки. $ - это текущий адрес. Подробнее не буду рассказывать - мне лень
fstring db "Operations took %ul seconds and %ul milliseconds", 10, 0
flen equ $-fstring
section .text
@ -49,15 +33,13 @@ main: ; лично в моей системе time_t представляет и
mov rsi, start
syscall
; здесь место для кода под замер времени
mov rcx, 20000 ; сколько раз нужно прогнать цикл
; insert your code here
mov rcx, 20000
; цикл
looper:
mov rax, start
loop looper ; про это чуть позже узнаете
loop looper
; замеряем время второй раз
mov rax, 228
mov rdi, CLOCK_REALTIME
mov rsi, finish
@ -68,30 +50,18 @@ main: ; лично в моей системе time_t представляет и
mov rsi, [finish + timespec.tv_sec]
sub rsi, [start + timespec.tv_sec]
; наносекунды
; миллисекунды
mov rdx, [finish + timespec.tv_nsec]
sub rdx, [start + timespec.tv_nsec]
; вызываем функцию printf. Согласно соглашению о вызовах fastcall
; при вызове функций для передачи аргументов используются регистры по порядку следования аргументов
; rdi, rsi, rdx, rcx, r8, r9, а остальные пушатся в ассемблер.
; Свои заморочки там с числами с плавающей точкой, но об этом не сейчас
mov rdi, fstring
mov rax, 0
; Вот тут все во имя выравнивания стека. Об этом я сейчас рассказывать не буду, только если попросят в readme чиркану
sub rsp, 8
; собственно вызов функции. На самом деле это обычный jmp, который предварительно пушит в стек адрес возврата.
; в будущем будьте аккуратнее с этими приколами, потому что при встрече ключевого слова ret ассемблер всегда.
; подчеркиваю ВСЕГДА прочитает 8 байт со стека и передаст туда управление. И как бы что там будет - одному богу ведомо
; Так что в ваших же интересах следить за тем, чтобы в стеке лежали правильные байты
call printf
; поскольку выравнивание больше не нужно, возвращаем стек в исходное состояние
add rsp, 8
exit:
; Тут происходит системный вызов выхода из приложения. Если его не увидит
; linux, то он решит, что программа завершилась аварийно
mov rax, 60
mov rdi, 0 ; код ошибки. если вернется 0 - считается, что ошибок не произошло
mov rdi, 0
syscall

13
03-asm-bios/Makefile Normal file
View File

@ -0,0 +1,13 @@
ASM = nasm
ASM_FLAGS = -felf64 -g
LINK = ld
%: %.o
$(LINK) -o $@ $^
%.o: %.asm
$(ASM) $(ASM_FLAGS) $^ -o $@
clean:
rm -f *.o
rm -f $(subst .asm, $(empty), $(wildcard *.asm))

24
04-addr-methods/Makefile Normal file
View File

@ -0,0 +1,24 @@
ASM = nasm
CXX = gcc
CXX_FLAGS = -Og -static
ASM_FLAGS = -felf64 -g
LINK = ld
task3: task3_c.o task3.o
$(CXX) -Og $^ -o $@ -g
task3_c.o: task3.c
$(CXX) -Og -c $^ -o $@ -g
task2: task2.o
$(CXX) $(CXX_FLAGS) $^ -o $@
%: %.o
$(LINK) -o $@ $^
%.o: %.asm
$(ASM) $(ASM_FLAGS) $^ -o $@
clean:
rm -f *.o
rm -f $(subst .asm, $(empty), $(wildcard *.asm))

View File

@ -1,4 +1,4 @@
# Лабораторная работа 4
## Способы адресации и сегментная организация памяти
На данный момент нормального README не будет, потому что у меня немного нет времени его офомить. Как только сдам лабу - напишу тут немного больше

33
04-addr-methods/task1.asm Normal file
View File

@ -0,0 +1,33 @@
global _start
section .data
%macro FILL_ASC 1
%assign NUM 0
%rep %1
db NUM
%assign NUM NUM + 1
%endrep
%endmacro
example: FILL_ASC 256
section .text
_start:
; В качестве базы возьму inc
; регистровая
inc ecx
mov rax, example
; косвенно-регистровая
inc byte [rax]
; "Индексно-базовая", хотя у меня почти все может быть базой
inc byte [rax + rbx]
; "Индексно-базовая" со смещением
inc byte [rax + rbx + 122]
; Ну в целом... все
mov rax, 60
mov rdi, 0
syscall

139
04-addr-methods/task2.asm Normal file
View File

@ -0,0 +1,139 @@
global main
extern printf
struc timespec ; структура, в которой линукс хранит время. Тут нужна для удобства в будущем
.tv_sec: resq 1
.tv_nsec: resq 1
endstruc
%include "timer.inc"
section .note.GNU-stack
section .data
example: times 128 db 127
section .bss
; uses timespec model
start: resq 2
finish: resq 2
deltatime: resq 2
section .text
%macro PUSH_M 1-*
%rep %0
push %1
%rotate 1
%endrep
%endmacro
%macro RPOP_M 1-*
%rotate -1
%rep %0
pop %1
%rotate -1
%endrep
%endmacro
%define CLOCK_REALTIME 0
%macro TIME_1_000_000 0-1+ ; принимает команду, которую будет пытаться обмерить по времени
PUSH_M rax, rdi, rsi, rcx
mov rax, 228 ; Время начала
mov rdi, CLOCK_REALTIME
mov rsi, start
syscall
RPOP_M rax, rdi, rsi, rcx
mov rcx, 10000000000; выполняем миллион раз
%%loop:
%1
loop %%loop
PUSH_M rax, rdi, rsi, rcx
mov rax, 228 ; Время конца
mov rdi, CLOCK_REALTIME
mov rsi, finish
syscall
RPOP_M rax, rdi, rsi, rcx
; считаем секунды
push rax ; можно было бы оптимизировать, но мне лень макросы переписывать
mov rax, [finish + timespec.tv_sec]
sub rax, [start + timespec.tv_sec]
mov [deltatime + timespec.tv_sec], rax
; считаем наносекунды
mov rax, [finish + timespec.tv_nsec]
sub rax, [start + timespec.tv_nsec]
jns %%save_result
dec qword [deltatime + timespec.tv_sec] ; занимаем миллиард наносекунд
add rax, 1000000000 ; прибавляем занятый разряд
%%save_result:
mov [deltatime + timespec.tv_nsec], rax
pop rax
%endmacro
%macro PRINT_DELTATIME 1
;sub rsp, 8
mov rdi, str_template
mov rsi, %1
mov rdx, [deltatime + timespec.tv_sec]
mov rcx, [deltatime + timespec.tv_nsec]
call printf
;add rsp, 8
%endmacro
main:
push rbp
mov rbp, rsp
sub rsp, 16
xor rax, rax ; поскольку приходим сюда из компилятора, лучше обнулить
TIME_1_000_000
PRINT_DELTATIME nop_command
TIME_1_000_000 inc rax
PRINT_DELTATIME reg_command
mov rax, example
TIME_1_000_000 inc byte [rax]
PRINT_DELTATIME rel_reg
mov rax, example
xor rbx, rbx
TIME_1_000_000 inc byte [rax + rbx]
PRINT_DELTATIME ind_base
mov rax, example
xor rbx, rbx
TIME_1_000_000 inc byte [rax + rbx + 122]
PRINT_DELTATIME ind_base_disp
; Под конец давайте посчитаем тактовую частоту на примере той же самой команды
rdtsc
mov [rbp - 4], edx
mov [rbp - 8], eax
mov rcx, 10000000000
mov rax, example
xor rbx, rbx
.loop:
inc byte [rax + rbx + 122]
loop .loop
rdtsc
sub eax, [rbp - 8]
sbb edx, [rbp - 4]
mov [rbp - 8], eax
mov [rbp - 4], edx
mov [rbp - 16], rsp
and rsp, -16
mov rdi, tick_count
mov rsi, [rbp - 8]
call printf
mov rsp, rbp
pop rbp
xor rax, rax ; сообщаем gcc, что все закончилось успешно
ret

96
04-addr-methods/task3.asm Normal file
View File

@ -0,0 +1,96 @@
global fill_arr1
global fill_arr2
section .note.GNU-stack
section .text
%macro PUSH_M 1-*
%rep %0
push %1
%rotate 1
%endrep
%endmacro
%macro RPOP_M 1-*
%rotate -1
%rep %0
pop %1
%rotate -1
%endrep
%endmacro
fill_arr1:
push rbp
mov rbp, rsp
PUSH_M rdi, rsi, rdx
; Вычисляем сколько числе в строке
mov rax, [rbp - 16]
xor rdx, rdx
div qword [rbp - 24]
push rax ; сохраняем в локальные переменные. rbp - 32
; Вычисляем сколько проходов цикла необходимо
mov rax, [rbp - 24]
xor rdx, rdx
mov rcx, 2
div rcx
push rax ; rbp-40
; Надеюсь rdi не успел поменяться
; заполняем память
push rbx
mov rbx, [rbp - 32]
mov rcx, [rbp - 40]
mov rax, 777 ; специально такое число, чтобы выделялось
.next_row:
push rcx
mov rcx, [rbp - 32]
rep stosd
lea rdi, [rdi + 4 * rbx] ; пропускаем строку
pop rcx
loop .next_row
pop rbx
add rsp, 16 ; чистим 2 доп переменные, образовавшиеся в процессе вычислений
RPOP_M rdi, rsi, rdx
pop rbp
ret
fill_arr2:
push rbp
mov rbp, rsp
PUSH_M rdi, rsi, rdx
; Вычисляем сколько числе в строке
mov rax, [rbp - 16]
xor rdx, rdx
div qword [rbp - 24]
push rax ; сохраняем в локальные переменные. rbp - 32
; Вычисляем сколько проходов цикла необходимо
mov rax, [rbp - 24]
xor rdx, rdx
mov rcx, 2
div rcx
push rax ; rbp-40
; Надеюсь rdi не успел поменяться
; заполняем память
push rbx
mov rbx, [rbp - 32]
mov rcx, [rbp - 40]
mov rax, 777 ; специально такое число, чтобы выделялось
.next_row:
push rcx
mov rcx, [rbp - 32]
.fill:
mov [rdi], rax
lea rdi, [rdi + 4]
loop .fill
lea rdi, [rdi + 4 * rbx] ; пропускаем строку
pop rcx
loop .next_row
pop rbx
add rsp, 16 ; чистим 2 доп переменные, образовавшиеся в процессе вычислений
RPOP_M rdi, rsi, rdx
pop rbp
ret

43
04-addr-methods/task3.c Normal file
View File

@ -0,0 +1,43 @@
#include <stdio.h>
#include <time.h>
extern void fill_arr1(int* arr, size_t size, size_t row_count);
extern void fill_arr2(int* arr, size_t size, size_t row_count);
double measure_fill_time(void(*function)(int*, size_t, size_t), int* arr, size_t size, size_t row_count)
{
const size_t times = 10000000;
clock_t begin = clock();
for (size_t i = 0; i < times; i++)
{
function(arr, size, row_count);
}
clock_t end = clock();
return (double)(end - begin)/(CLOCKS_PER_SEC);
}
int main()
{
const int arr_size = 256;
int array1[arr_size];
printf("String methods took %fs to loop 10,000,000 times\n", measure_fill_time(fill_arr1, array1, arr_size, 16));
for (size_t i = 0; i < arr_size; i++)
{
printf("%d ", array1[i]);
}
printf("\b \n");
int array2[arr_size];
printf("Lea methods took %fs on to loop 10,000,000 times\n", measure_fill_time(fill_arr2, array2, arr_size, 16));
for (size_t i = 0; i < arr_size; i++)
{
printf("%d ", array2[i]);
}
printf("\b \n");
return 0;
}

13
04-addr-methods/timer.inc Normal file
View File

@ -0,0 +1,13 @@
section .data
str_template: db "Command %s took %lld seconds and %lld nanoseconds to execute 1 000 000 000 times", 10, 0
template_len equ $-str_template
nop_command: db '`empty loop`', 0
reg_command: db '`inc ebx`', 0
rel_reg: db '`inc byte [rax]`', 0
ind_base: db '`inc byte [rax + rbx]`', 0
ind_base_disp: db '`inc byte [rax + rbx + 122]`', 0
tick_count: db 'Last command also took %lli ticks to complete', 10, 0