Files
exam/Билеты/04 - Микропрограммирование команд. Структура процессора с тремя внутренними шинами(схема). Микрокоманды и микропрограмма. Пример микропрограммы..md
ElectronixTM 0c9a61e05a chore: убрал тег "в процессе", добавил временный тег
тег "доработать" нужен, чтобы показать, что я все еще принимаю критику по этому билету
2025-01-06 01:06:03 +03:00

92 lines
7.6 KiB
Markdown
Raw Blame History

This file contains ambiguous Unicode characters

This file contains Unicode characters that might be confused with other characters. If you think that this is intentional, you can safely ignore this warning. Use the Escape button to reveal them.

---
tags:
- служебное/доработать
pun: Пуля, попавшая в школьного учителя, вышла и зашла как положено
---
## Устройство управления
Если вы не помните про то, как микропрограммный автомат связан с устройством управления, перечитайте прошлый билет, а точнее его [[03 - Схема процессора (схема). Выполнение команд процессором. Операционные устройства. Типы операционных устройств с магистральной структурой. Устройство управления#^a29a65|последний абзац]]
## Микропрограммирование команд
Есть 2 основных вида микропрограммных автоматов, по названиям которых дается название всему УУ.
![[Глава 3. Процессор#^CU-types-list]]
Первый один раз и на века спаивается производителем (подробнее можно почитать [[Глава 3. Процессор#^846e1e|тут]]), его, как понимаете, не покодишь, а вот второй вполне можно.
*Я кратко резюмирую написанное [[Глава 3. Процессор#Микропрограммный автомат с программируемой логикой|тут]]*
Микрокоманды разбивают большую команду (`add rax, [rbx + 4 * rcx - 40]`) на маленькие шаги, чтобы не приходилось вообще все опкоды реализовывать аппаратно, это позволяло в свое время не слабо экономить на аппаратных частях процессора. Реализация примерно такая:
![[Глава 3. Процессор#^struct-image]]
![[Глава 3. Процессор#^f2908e]]
## Структура процессора с 3 шинами
*будет еще раз затронута при микропрограммировании, но раз препод расставил вопросы в таком порядке, приведу ее и тут*
![[Глава 3. Процессор#^b0a065]]
Запоминать эту радость надо, видимо, наизусть, но попытаюсь облегчить это дело, сдобрив пониманием:
> [!comment]- Примечение билетёра о том, почему модель такая, какая она есть
> **Можете не читать это, а просто заучить, я не заставляю**
>
> В общем-то здесь просто минимальная модель процессора, какая вообще возможна (и с оговорками). Меньше ее сделать нельзя по двум причинам:
>
> - На ней будет показываться микропрограммирование, что закрепляет часть элементов
> - Без остальных частей не заведется ни один уважающий себя процессор
>
> Сначала рассмотрим "обрубок АЛУ" как я его называю. Ранее по билетам%%укажи где%% я упоминал, что минимальный процессор должен уметь в операции сложения, сдвига и инверсии. Ну короче вот они все тут и стоят
>
> Любой процессор должен иметь счетчик команд для того, чтобы хотя бы просто идти вперед по списку команд.
>
> Регистр адреса нужен банально как дополнение к счетчику команд, чтобы формировать адреса операндов, без него совсем тяжко
>
> 2 регистра нужны, потому что архитектура у нас регистровая, а не стековая или еще какая, поэтому все операции через регистры, а значит регистров как минимум больше одного. Больше двух для целей демонстрации тоже смысла делать не было, вот препод и не нарисовал
>
> Буферный регистр придется запомнить, потому что он нужен во операциях сдвига или подобном, чтобы предотвращать гонки (race condition), когда результат операции может меняться из-за того, что в одном месте ток пришел на 3 наносекунды позже
>
> Константная единица нужна, чтобы можно было при демонстрации прибавить кол к какому-нибудь числу. Теоретически она выплевывает что-то типа $00 \dots 001$
>
> Память оставлю без комментариев - мы никуда без оперативы
Касаемо назначения циферок и как это дело микропрограммировать будем рассматривать [[#Пример микропрограммы|дальше]]
## Микрокоманды и микропрограмма
![[Глава 3. Процессор#Микрокоманды и микропрограммы]]
## Пример микропрограммы
*Тут обращаемся к нашей схеме*
![[Глава 3. Процессор#^b0a065]]
И вставлю сюда же чуть более обстоятельные объяснения:
![[Глава 3. Процессор#Процессор с тремя внутренними шинами]]
*Теперь я постараюсь объяснить, зачем тут каждый из шагов*
Во-первых оставлю отрывок из методички о том, как это объясняет препод:
![[Pasted image 20250106002341.png]]
%%*Того, что было написано в методичке маловато для того, чтобы закодить этот алгоритм, поэтому придется реализовать его вам самостоятельно. Ну или пишите - попробую реализовать его, но сейчас как будто бы билетов еще много впереди*%%
Теперь что касается строк таблицы (вместо "Регистр 1" и "Регистр 2" буду писать R1, R2):
1. Подать R1 на BB, подать R2 на AB, выполнить суммирование
2. Сумму поместить в регистр R1
3. Снова сложить R1 и R2 (повторяет шаг 1)
4. Поместить результат сложения в R2
5. Подать на BB вместо содержимого регистра кучу единиц, а на AB положить R1, инвертировать оба значения и результат сложить
6. Результат сложения в R1
Тут по идее 3 разных программы:
1. R1 = R1 + R2
2. R2 = R1 + R2
3. R1 = not R1