21 Commits

Author SHA1 Message Date
907f13541a feat: настроено окружение и написано пару строчек кода 2024-11-05 15:05:20 -05:00
b161ff5465 Merge pull request 'labs/03' (#3) from labs/03 into main
Reviewed-on: #3
2024-10-02 20:13:05 +03:00
51e5f729da fix: удалил ненужный код 2024-09-27 21:44:16 +03:00
8fc6112f58 docs: пояснил по поводу Makefile в README 2024-09-24 12:17:40 +03:00
23b82657d4 docs: внес маленькое пояснение в README 2024-09-24 12:11:54 +03:00
78a4638401 fix: исправлено форматирование вывода 2024-09-24 12:06:11 +03:00
e1aeb3f2df feat: сделан первый прототип решения
Прототип еще не тестировался
2024-09-23 20:45:46 +03:00
ed21dfe07a fix: исправил работу с циклами 2024-09-23 18:49:23 +03:00
6c1198df73 sync: прописал часть логики для 4 пункта 2024-09-22 23:57:16 +03:00
58897fedb7 feat: добавлена процедура pollin 2024-09-22 22:07:18 +03:00
85ba08abb9 Merge pull request 'Lab 2: Базовые команды и кодирование для процессора' (#2) from labs/02 into main
Reviewed-on: #2
2024-09-22 18:15:50 +03:00
51e220410a feat: добавлено несколько полезных функций для решения 4 пункта 2024-09-22 17:55:49 +03:00
49d3c02d7d feat: task2 создан
Решен второй пункт в виде ассемблерного кода, однако он отформатирован вполне определенным образом
2024-09-22 15:27:21 +03:00
0faffcd5c8 fix: немного расширил описание примера с inc 2024-09-22 14:57:24 +03:00
3e6a77c710 fix: поправил неправильную мнемонику команды 2024-09-22 14:34:37 +03:00
daec968bcb feat(utils): для чуть большего удоства написал Makefile
По факту он просто линкует одиночный файл ассемблерного кода и не подшивает никаких зависимостей. Весьма ситуативная фигня, но немного экономит время
2024-09-22 13:18:59 +03:00
c3ea0cb506 feat: немного информации о пунктах лабы 2024-09-22 00:02:13 +03:00
e5c09afc6d feat: приложены решения некоторых заданий на nasm
Обязательно понимание того, что я не проверял эти решения)
2024-09-21 23:13:41 +03:00
cacddfbad2 feat: добавлены примеры кодирования команд 2024-09-21 23:05:55 +03:00
f804c0bddf fix(utils): поправил описание hex2bin.py 2024-09-21 20:31:58 +03:00
995260cdde sync(README): начал расписывать решение для лабы 2024-09-20 13:33:21 +03:00
13 changed files with 604 additions and 4 deletions

View File

@ -74,11 +74,95 @@
NOTE: По какой-то причине это не указано в руководстве Intel, но по крайней мере если верить сайту, который я использовал для ассемблирования инструкций, то нужно обязательно учитыать префиксы к опкоду прежде чем начинать кодировать (опять же все по опыту):
1. `0x67` - ставится если команда **адресуется** при помощи 32-битных регистров
2. `0x66` - ставится, если программа иссользует хотя бы 1 16-битный регистр
1. `0x66` - ставится, если программа иссользует хотя бы 1 16-битный регистр
2. `0x67` - ставится если команда **адресуется** при помощи 32-битных регистров
Благо для 8-битных операций другие опкоды и хотя бы на них не надо префиксы запоминать)
## Примеры переводов
Голая теория никого никогда не радовала, поэтому постараюсь в меру своих сил переконвертировать несколько примеров
**`mov rax, rbx`** - исходная инструкция
Для начала в талмудике нам потребуется найти опкод операции. Поэтому ищем табличку для этой операции. В ней нас интересует один из двух покодов: `mov r/m64, r64` и `mov r64, r/m64`. Я возьму второй из этих вариантов, просто чтобы порядок следования регистров совпадал с нашей исходной иструкцией (потом поймете). Для выбранной инструкции приведен следующий opcode: `REX.W + 8B/r`
Для начала посередине ставим опкод (8b в двоичной):
[ 1000 1011 ]
REX байт у нас появляется в любом случае. REX.W - это флаг для REX, который переназначает операнды в размеры 64 бита. Если бы оба наших регистра были бы 32 битные, то этого флага бы не было. Ну а раз REX у нас обязателен, то можно немного определиться, будут ли у нас еще какие-то флаги в этом байте. Еще какие-то флаги могут появиться если вы используете регистры r8-r15, в остальных случаях REX будет выглядеть как [ 0100 1000 ]. У нас эти регистры не используются, поэтому оставим его в таком виде
Промежуточный результат: [ 0100 1000 ] [ 1000 1011 ]
Далее ModR/M. Первые 2 бита от него определяют будут ли использовать адреса и смещения. Подробнее смотрите выше. В нашем случае мы пересылаем из регистра в регистр, поэтому нам нужен mod = 11. Далее идет поле рег. Конкретно в случае `mov r64, r/m64` по контексту можно догадаться что reg у нас слева. Тремя битами кодируется номер регистра. У rax номер 000, а у rbx номер 011. Как я уже и сказал, в нашем случае регистр приемника слева, поэтому ModR/M: [ 11 000 011 ]
Итого: [ 0100 1000 ] [ 1000 1011 ] [ 11 000 011 ]
*примечание: ответ мог бы получиться немного другой, если бы мы взяли первый попавшийся опкод, но можете использовать его в качестве упражнения (ну а что, составители учебника так могут, а я нет?)*
**`mov r8, r11`**
Все действия и рассуждения у нас аналогичны примеру выше. Я хотел лишь пару слов сказать о том, как кодировать регистры r8-r15. Как раз для этих целей нам поможет REX байт. Как я уже писал, REX имеет следующую структуру: 0100 WRXB. Бит R используется для расширения поля reg, а бит B используется для расширения поля r/m. Когда идет обращение к регистру из диапазона r8-r15 в соответствующих дополняющих байтах должна стоять единица. То есть r8 в поле reg будет записываться как REX.R == 1 + 000, а r11 в поле r/m как REX.B == 1 + 011. Так что для данной команды повторится все, кроме REX байта, который в свою очередь примет вид [ 0100 1101 ]
Итого: [ 0100 1101 ] [ 1000 1011 ] [ 11 000 011 ]
**`lea rbx, [rbp + r12 * 4 + 33]`**
Для начала повторяем наш процесс поиска в талмудике опкода. В этот раз у нас разночтений нет, у нас есть только вариант с инструкцией `lea r64, m`. Для нее поле opcode выглядит довольно знакомо: `REX.W 8D /r`. REX байт у нас уже задействован и 100% появится, однако я вижу тут регистр r12, что должно сказать мне, что REX байт не ограничится простым [ 0100 1000 ]. Заполним мы его чуть позже, а пока только опкод. [ 1000 1101 ]
Далее смотрим ModR/M. в нашем случае мы явно будем использовать адрес из оперативной памяти и число 33 для сдвига, поэтому нам нужен режим mod = 01 (можно и 10, но тогда будет куча бесполезных нулей). поле reg не вызывает вопросов - используется регистр rbx, поэтому в REX.R = 0, а reg = 011, а вот с полем r/m все любопытнее. Число, которое идет с плюсом можно пока мысленно вынести за скобки (но не убирать далеко, оно нам еще пригодится), а вот регистры мы уже не можем проморгать. Как мы помним поле r/m хранит только 3 бита, как же адресовать эту адову хренотень? Оказывается в r/m последовательность 100 зарезервирована под добавление еще одного байта - SIB байта. ModRM = [ 01 011 100 ]
SIB байт состоит из 2 битов SS, которые представляют собой степень двойки, 2^(ss) я буду называть коэфициентом. В нашем случае хочу умножить на 4, поэтому ss = 10. Далее идет 3 бита на индекс - это регистр, который будет умножен на коэфициент. В нашем случае мы хотим умножить r12 на 4. Index регистр расширяется из REX.X (потому что inde**X**). Поэтому нам нужно записать двоичной системе 12 - 1100. Старший бит отправится в REX.X, а остальное в поле index, то есть REX.X == 1 index == 100. Далее идет 3 бита под регистр базы. Он расширяется из REX.B, в нашем случае хочется использовать регистр rbp, он имеет номер 0101, поэтому используем REX.B == 0, base == 101. SIB = [ 10 100 101 ]
Уже на этом этапе мы видим, что нужно проставить еще одну единицу в REX.X, в остальных же местах используются обычные регистры, поэтому REX = [ 0100 1010 ].
Помните, мы запоминали число 33? Ну вот настало его время. Дело в том, что число, которое надо прибавить к итоговому адресу. В нашем случае надо закодировать число 33, это будет 0b00100001, это мы засунем в displecement байт
Итого: [ 0100 1010 ] [ 1000 1101 ] [ 01 011 100 ] [ 10 100 101 ] [ 0010 0001 ]
**`inc WORD PTR [2 * rsi + 31]`**
*Интересный факт, в качестве index не может использоваться rsp*
Не буду много повторяться. Внутри опокад стоит `WORD PTR`, что значит, что я самолично попросил ассемблер относиться к содержимому скобок, как к указателю на 1 машинное слово. Возможно также отнестись как к указателю на байт `BYTE`, двойное слово `DWORD` и четверное слово `QWORD`. Instruction `inc r/m16`. Opcode `FF /0`. `/0` означает, что в ModR/M в поле reg нужно записать 3 нуля. Остальное адрессуется как обычно, поэтому самое время обсудить вот какую вещь. Если нам необходимо опустить базу, то в SIB байте мы поставим в поле base 101. Однако для этого в mod нужно поставить 00 и автоматически придется записать 4 байта смещения.
[ 0110 0110 ] [ 1111 1111 ] [ 00 000 100 ] [ 01 110 101 ] [ 0001 1111 ] [ 0000 0000 ] [ 0000 0000 ] [ 0000 0000 ]
Замечу так же, что поскольку не используется ни REX.W ни один из расширенных регистров, REX байт принимал значение 0100 0000, но в таком случае спецификация Intel позволяет этот байт опускать. А вот что опускать нельзя - это префикс переназначения операнда, потому что используется 16 битный регистр.
Число 31 у нас записано справа от SIB байта и у многих наверное появился вопрос, а почему оно выглядит имено так? А точнее - почему 3 последних байта заполнены нулями. Отвечаю - бог его знает и на самом деле, это зависит от процессора, и, возможно, от того, использует ли от little endian или big endian. Little endian - это когда число в памяти записывается как мы привыкли, то есть чем ливее циферка, тем она значительнее. Так что 0x1c1b так в память и запишутся - [ 0001 1100 ] [ 0001 1011 ]. Но вот в случае big endian запись идет по байтам, и если внутри байта все стандартно, то вот сами байты идут уже от младшего к старшему, поэтому то же число запишется уже в обратном порядке как [ 0001 1011 ] [ 0001 1100 ]. Думаю тут такая же фигня
Однако тут есть еще один важный момент Мы видим, что в данном случае есть один интересный момент. Вроде mod == 00, но тут 4 байта dispasement. Дело в том, что если mod == 00 а base == 101, то будет адресация вида index * scale + disp32. Довольно весело. Это я к чему? даже если вы знаете все номера регистры, таблицу смотреть все равно надо
**Послесловие**
Это далеко не исчерпывающий набор примеров, но этого хватит для начала.
## Решение остальных пунктов
*В целом в этом репозитории лежат файлы, в которых я приложил пока еще не протестированное, но решение для первых нескольких пунктов. Однако в силу того, что память у нас 64-битная, а также я не могу залеть напрямую в видеопамять если не буду собирать модуль ядра. Возможно конечно от нечего делать я сделаю модуль ядра, который позволит выворачивать такие приколы, но это будет точно не на время этого курса.*
### 01 - простучать команды ассемблеру
Тут нечего сказать - есть просто колонка с коммандами и просят их использовать. Тут гугл в помощь.
А вот по поводу полей в команде могу сразу сказать - в 64 битном процессоре все это будет выглядеть немного иначе. Поэтому предлагаю 16-битные регистры заменить в команде на 64 битные и закодировать как для 64 разрядной системы. подробная инструкция как это бы надо бы сделать у меня приведена выше, поэтому тут не буду на этом останаваливаться.
### 02 - Пересылка массива при помощи loop и lea
`lea` - это сокращение от "load effective adress". Она использует использует классическую операцию обращения к памяти, но саму память не затрагивает, а просто записывает высчитанный адрес в переменную. `loop` в свою очередь прыгает на определенную метку пока в rcx не окажется 0 и при каждом прыжке уменьшает значение в rcx на 1.
### 03 - Пересылка данных через LODS, MOVS, STOS
LODS и STOS - парные команды. Первая читает из памяти в rax (или его часть), STOS наоборот - пишет в память содержимое rax (или его часть). `movs` перемещает содержимое из [rsi] в [rdi], после чего увеличивает адрес на размер элемента. Это очень хорошо сочетается с префиксом rep, который заставляет повторяет команду пока в rcx не будет 0, а после каждого повторения уменьшает rcx на 1
### 05 - Запись в произвольную память
В линуксе вся память виртуальная, а если попытаться в лоб попробовать написать что-то в рандомный адрес, ядро выдаст segfault. Чтобы этого не произошло необходимо промапать память. Для этого используется системный вызов mmap, про его особенности написано внутри файла. Здесь хотелось бы пояснить вот какой момент: этот системный вызов использует кучу флагов, которые изначально не особенно нам известны. Так вот. Самый быстрый способ найти их - обратиться к include вашего компилятора. Для mmap все лежит в файле <sys/mmap.h>. Эти значения я решил занести в define, чтобы код был чуть читаемее
У mmap есть и другая особенность - он мапает виртуальную память, а не физическую, поэтому то, что в оригинальной методичке мы на самом деле использовали видеобуфер, для нас не имеет реального значения. Я также использовал анонимный приватный маппинг, чтобы не портить жизнь другим процессам и не грузить ничего из файла, поэтому даже попортить жизнь другим процессам у меня не получится
<!--- Пока что я думаю эта инфа лишняя, может потом верну и раскомментирую
### Чутка про префикс REX

View File

@ -4,8 +4,8 @@ import argparse
def hex2bin(hexNum: str) -> None:
return bin(int(hexNum, 16))
parser = argparse.ArgumentParser(description="convert hex number to bin right in terminal")
parser.add_argument('-s', '--stdin', action='store_true', help="if passed takes input from terminal arguments")
parser = argparse.ArgumentParser(description="Convert hex number to bin right in terminal")
parser.add_argument('-s', '--stdin', action='store_true', help="if passed takes input from stdin")
parser.add_argument('number', nargs='?')
args = parser.parse_args()

29
02-cpu-commnads/task2.asm Normal file
View File

@ -0,0 +1,29 @@
global _start
section .data
source: db 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
s_size equ $-source
section .bss
dest: resb 8
section .text
_start:
lea rsi, [source]
lea rdi, [dest]
mov rcx, s_size
.loop:
mov al, [rsi + rcx]
mov [rdi + rcx], al
loop .loop
mov rax, 60
mov rdi, 0
syscall

23
02-cpu-commnads/task3.asm Normal file
View File

@ -0,0 +1,23 @@
global _start
section .data
source: db 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
s_size equ $-source
section .bss
dest: resb 8
section .text
_start:
mov rsi, source
mov rdi, dest
mov rcx, s_size
rep movsb
mov rax, 60
mov rdi, 0
syscall

64
02-cpu-commnads/task5.asm Normal file
View File

@ -0,0 +1,64 @@
global _start
section .text
%define SRC 0xB8000
%define DST 0xB9000
%define ARR_SIZE 10
%define PROT_READ 0x1
%define PROT_WRITE 0x2
%define MAP_PRIVATE 0x02
%define MAP_ANONYMOUS 0x20
_start:
; Из-за особенностей ядра линукса нужно сначала промапать произвольную память
mov rax, 0x9 ; mmap
mov rdi, SRC ; где
mov rsi, ARR_SIZE ; сколько
mov rdx, PROT_READ ; флаги чтения
or rdx, PROT_WRITE ; флаги записи
mov r10, MAP_PRIVATE ; приватная память
or r10, MAP_ANONYMOUS ; не связана с файлом
mov r9, 0 ; офсет должен быть 0
syscall
mov rsi, rax ; ставлю так, так как ядро линукса выделяет ближайшую область памяти, а не точно заказанную - проклятое выравнивание
; заполню чем-нибудь массив
mov rcx, ARR_SIZE
mov rbx, 0
.fill_src_loop:
mov [rsi + rbx], bl
inc rbx
loop .fill_src_loop
push rsi
mov rax, 0x9 ; mmap
mov rdi, DST ; где
mov rsi, ARR_SIZE ; сколько
mov rdx, PROT_WRITE ; флаги чтения
; or rdx, PROT_WRITE ; флаги записи
mov r10, MAP_PRIVATE ; приватная память
or r10, MAP_ANONYMOUS ; не связана с файлом
mov r9, 0 ; офсет должен быть 0
syscall
mov rdi, rax
; заполню чем-нибудь массив
mov rcx, ARR_SIZE ; сколько байт копируем
pop rsi
rep movsb
mov rax, 60
mov rdi, 0
syscall

13
03-asm-bios/Makefile Normal file
View File

@ -0,0 +1,13 @@
ASM = nasm
ASM_FLAGS = -felf64 -g
LINK = ld
%: %.o
$(LINK) -o $@ $^
%.o: %.asm
$(ASM) $(ASM_FLAGS) $^ -o $@
clean:
rm -f *.o
rm -f $(subst .asm, $(empty), $(wildcard *.asm))

View File

@ -2,3 +2,13 @@
## Ассемблер и функции BIOS
В этой работе намного проще посмотреть непосредственно решения и почитать комментарии к коду, чем читать теоретическое приложение к работе. Если вам все же что-то не понятно - кидайте в issues
Впрочем зная, что основная масса народу не будет делать эту лабу так, как сделал ее я, сюда вряд ли кто-то заглянет)
### Касаемо Makefile
Для того чтобы не писать много команд для однотипной и монотонной сборки проекта, был написан простой Makefile. Однако работает он следующим образом: он принимает название цели сборки и ищет файл с именем цели и расширением .asm. Если не находит - не собирает цель.
Важно заметить, что он не умеет линковать другие файлы в ассемблер, потому что написан был не для этого. Он просто берет голый файл на NASM (обязательно) и выдает 64-битный ELF из этого единственного файла. Если вам необходимо что-то прилинковать к ассемблеру, то увы, придется собирать проект вручную или менять этот makefile

81
03-asm-bios/task2.asm Normal file
View File

@ -0,0 +1,81 @@
global _start
%define STDIN 0
%define STDOUT 1
%define STDERR 2
section .data
src db 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0
src_size equ $-src
; резервируем 1 килобайт для буффера ввода и вывода
; также в отдельной переменной сохраняем размер этого буфера
print_buf: times 1024 db 0
buf_size equ $-print_buf
section .text
%macro DIGIT_TO_ASCII 1 ; макрос, принимающий один регистр
add %1, '0'
%endmacro
%macro PUSH_M 1-* ; push many; пушит в порядке следования
%rep %0
push %1
%rotate 1
%endrep
%endmacro
%macro POP_M 1-* ; pop many. читает в порядке следования
%rep %0
pop %1
%rotate 1
%endrep
%endmacro
%macro RPOP_M 1-* ; pop many. читает в обратном порядке
%rotate -1
%rep %0
pop %1
%rotate -1
%endrep
%endmacro
; Передачу аргументов будем делать при помощи ABI - стандартная практика для linux
; Аргументы передаются в следующем порядке: rdi, rsi, rdx, rcx, r8, r9. Все, что не влезло, пушится в стек
; У передачи через стек тоже есть особенности, но их мы пока касаться не будем
print_from_buf: ; word -> void
PUSH_M rax, rsi, rdx, rdi ; сохраним регистры, которые точно попортим
mov rdx, rdi ; сколько выводить, в rdi содержится единственный аргумент
mov rsi, print_buf ; откуда выводить. Адрес буфера
mov rdi, STDOUT; куда выводить. Дескриптор файла. В нашем случае стандартного вывода
mov rax, 1
syscall
RPOP_M rax, rsi, rdx, rdi ; вернем значения регистров
ret
_start:
mov rcx, src_size
mov rsi, src
mov rdi, print_buf
xor rax, rax ; обнуляем регистр
.transfer: ; в цикле передаем данные, попутно конвертируя их в ascii
lodsb
DIGIT_TO_ASCII rax
stosb
loop .transfer
mov [rdi + 1], BYTE `\n` ; Чтобы система не ругалась на отсутствие переноса
mov rdi, src_size
call print_from_buf
exit:
mov rax, 60
mov rdi, 0
syscall

219
03-asm-bios/task4.asm Normal file
View File

@ -0,0 +1,219 @@
global _start
%define STDIN 0
%define STDOUT 1
%define STDERR 2
section .data
; резервируем 1 килобайт для буффера ввода и вывода
; также в отдельной переменной сохраняем размер этого буфера
print_buf: times 1024 db 0
buf_size equ $-print_buf
input_buf: times 1024 db 0 ; буфер, в который будут читаться символы со стандартного ввода
input_size equ $-input_buf
array: times 512 dq 0 ; молимся, чтобы никому не пришло в голову писать так много
arr_size equ $-array
; Для poll
%define POLLIN 0x001 ; Есть ли что почитать с буфера ввода. Понадобится для продолжения ввода
input_pollfd: dd STDIN
dw POLLIN
revents: dw 0 ; возвращаемые события
section .text
%macro DIGIT_TO_ASCII 1 ; макрос, принимающий один аргумент (регистр или память)
add %1, '0'
%endmacro
%macro ASCII_TO_DIGIT 1 ; макрос, принимающий один аргумент (регистр или память)
sub %1, '0'
%endmacro
%macro PUSH_M 1-* ; push many; пушит в порядке следования
%rep %0
push %1
%rotate 1
%endrep
%endmacro
%macro POP_M 1-* ; pop many. читает в порядке следования
%rep %0
pop %1
%rotate 1
%endrep
%endmacro
%macro RPOP_M 1-* ; pop many. читает в обратном порядке
%rotate -1
%rep %0
pop %1
%rotate -1
%endrep
%endmacro
%macro PUSHR8 1; закинуть восьмибитный регистр в стек
dec rsp
mov [rsp], %1
%endmacro
; Передачу аргументов будем делать при помощи ABI - стандартная практика для linux
; Аргументы передаются в следующем порядке: rdi, rsi, rdx, rcx, r8, r9. Все, что не влезло, пушится в стек
; У передачи через стек тоже есть особенности, но их мы пока касаться не будем
clean_print_buf: ; none -> void
PUSH_M rax, rcx, rdi
mov rcx, buf_size
mov rdi, print_buf
xor rax, rax ; будем заносить нули во всю память
rep stosb
RPOP_M rax, rcx, rdi
ret
print_from_buf: ; qword -> void; пытается вывести данные из буфера. аргумент не может быть больше 1024
PUSH_M rax, rsi, rdx, rdi ; сохраним регистры, которые точно попортим
mov rdx, rdi ; сколько выводить, в rdi содержится единственный аргумент
mov rsi, print_buf ; откуда выводить. Адрес буфера
mov rdi, STDOUT; куда выводить. Дескриптор файла. В нашем случае стандартного вывода
mov rax, 1
push rcx
syscall
pop rcx
RPOP_M rax, rsi, rdx, rdi ; вернем значения регистров
ret
read_to_buf: ; none -> void. Пытается заполнить буфер из стандартного ввода
PUSH_M rdi, rsi, rdx
mov rdi, STDIN ; откуда читать (дескриптор файла)
mov rsi, input_buf ; куда читать
mov rdx, input_size ; Сколько пытаемся читать
mov rax, 0 ; системный вызов чтения
syscall
RPOP_M rdi, rsi, rdx ; rax содержит количество прочитанных байт, а это важно
ret
poll_stdin:
PUSH_M rdi, rsi, rdx
mov rsi, 1 ; следим только за одним потоком
mov rax, 7 ; poll syscall
mov rdi, input_pollfd
mov rsi, 1 ; одна структура данных (изначально просто вызов принимает кучу таких)
mov rdx, 0 ; не ждать
syscall
RPOP_M rdi, rsi, rdx
ret
print_number: ; qword (rdi) -> void
; наша задача - сформировать массив символов.
; Ну а раз мы не знаем точно сколько их будет, формировать его будем прямо в стеке. нам повезло, что он растет вниз
; Нам очень повезло, что он растет вниз
; создадим 2 локальные переменные - одну для размера массива, другую для делителя
push rbp
PUSH_M rdx, rdi, rsi ; сохранять регистры обязательно надо до того, как писать в стек символы
; создаем базу для адресации. Тогда первая будет на rbp - 8 - делитель, а вторая на rbp - 16 - количество
mov rbp, rsp
; [WARNING] тут надо будет сохранить регистры
push rsp ; сохраню, потому что после всей вакханалии я концов не сыщу
sub rsp, 16 ; выделяем место под 3 переменные
mov qword [rbp - 16], 10 ; пусть и жирно, но операнд обязан быть 64 разрядным для корректного деления
mov qword [rbp - 24], 0 ; счетчик
mov rax, rdi
push byte 0 ; при выводе он ориентируется на это как на конец строки
.division_loop:
xor rdx, rdx ; обнулим найденый остаток. (он просто еще и при делении принимает участие)
div qword [rbp - 16]
DIGIT_TO_ASCII dl
PUSHR8 dl ; поскольку в процессор не завезли возможность закинуть в стек 8 битный регистр, я им немного помог макросами
inc qword [rbp - 24] ; увеличиваем счетчик на единицу
test rax, rax ; делает and поразрядное с самим собой. Меня интересует, лежит ли в rax ноль
jnz .division_loop ; если в rax не ноль, то продолжаем цикл
; выводим число
mov rax, 1
mov rdi, STDOUT
mov rsi, rsp
mov rdx, [rbp-24] ; уже не надо очищать, потому что в конце я просто восстановлю как было
push rcx
syscall
pop rcx
mov rsp, [rbp - 8]
RPOP_M rdx, rdi, rsi
pop rbp
ret
_start:
mov rbp, rsp
; Создадим 2 локальные переменные для аккумулятора размером 8 байт и для математических нужд 8 байт.
; аккумулятор будет по адресу rbp - 8, а временная по rbp - 16
sub rsp, 16
; потом я не удержался и завел еще одну переменную - сколько мы успели написать в массив
sub rsp, 2 ; массив все равно размером всего 512, делать переменную больше нет смысла. rbp - 18
mov rsi, input_buf
mov rdi, array
.read_loop:
call read_to_buf ; системный вызов read вернет количество прочитаных байтов
mov rcx, rax ; сколько байтов прочиталось, столько и обработаем
; обработаем информацию
xor rax, rax ; обнулим на всякий пожарный
jmp .read_byte
.separator_occured:
dec rcx
mov rax, [rbp - 8]
stosq
xor rax, rax
inc word [rbp - 18]
mov qword [rbp - 8], 0
test rcx, rcx
jz .check_buf
.read_byte: ; цикл чтения
lodsb
; проверим, цифра ли это. Если нет, то записываем в память то, что хранилось в локальной переменной
cmp al, '0'
jl .separator_occured
cmp al, '9'
jg .separator_occured
ASCII_TO_DIGIT al ; Если цифра, то конвертируем ее из ascii
; Поскольку умножение и деление можно сделать только через регистр, придется извратиться
PUSH_M rax, rdx
mov rax, [rbp - 8]
mov qword [rbp - 16], 10
mul qword [rbp - 16]
mov [rbp - 8], rax
RPOP_M rax, rdx
add [rbp - 8], rax ; результат деления запишем в локальную переменную
loop .read_byte ; читаем буфер ввода до конца
.check_buf:
call poll_stdin
test dword [revents], POLLIN
jnz .read_loop
; Теперь выведем прочитанный массив на экран
xor rcx, rcx
mov cx, [rbp - 18]
mov rsi, array
call clean_print_buf
.output_loop:
lodsq
mov rdi, rax
call print_number
mov byte [print_buf], ' '
mov rdi, 1
call print_from_buf ; печатаем ровно 1 пробел
loop .output_loop
mov byte [print_buf], `\n`
mov rdi, 1
call print_from_buf
exit:
mov rax, 60
mov rdi, 0
syscall

7
09-keyboard/Makefile Normal file
View File

@ -0,0 +1,7 @@
obj-m += task1.o
modules:
make -C /lib/modules/$(shell uname -r)/build M=$(PWD) modules
clean:
make -C /lib/modules/$(shell uname -r)/build M=$(PWD) clean

22
09-keyboard/tags Normal file
View File

@ -0,0 +1,22 @@
!_TAG_FILE_FORMAT 2 /extended format; --format=1 will not append ;" to lines/
!_TAG_FILE_SORTED 1 /0=unsorted, 1=sorted, 2=foldcase/
!_TAG_OUTPUT_EXCMD mixed /number, pattern, mixed, or combineV2/
!_TAG_OUTPUT_FILESEP slash /slash or backslash/
!_TAG_OUTPUT_MODE u-ctags /u-ctags or e-ctags/
!_TAG_PATTERN_LENGTH_LIMIT 96 /0 for no limit/
!_TAG_PROC_CWD /home/electronixtm/code/CA/09-keyboard/ //
!_TAG_PROGRAM_AUTHOR Universal Ctags Team //
!_TAG_PROGRAM_NAME Universal Ctags /Derived from Exuberant Ctags/
!_TAG_PROGRAM_URL https://ctags.io/ /official site/
!_TAG_PROGRAM_VERSION 5.9.0 //
IDT_rebuild task1.c /^static int __init IDT_rebuild(void)$/;" f typeref:typename:int __init file:
IDT_restore task1.c /^static void __exit IDT_restore(void)$/;" f typeref:typename:void __exit file:
INCLUDE_VERMAGIC task1.mod.c /^#define INCLUDE_VERMAGIC$/;" d file:
____versions task1.mod.c /^static const struct modversion_info ____versions[]$/;" v typeref:typename:const struct modversion_info[]__used __section ("__versions") file:
clean Makefile /^clean: $/;" t
global test.asm /^global interrupt_wrapper$/;" l
interrupt_wrapper test.asm /^interrupt_wrapper:$/;" l
kern_page task1.c /^static u64 kern_page; \/\/ u64 - macro meaning unsigned 64 bits$/;" v typeref:typename:u64 file:
modules Makefile /^modules:$/;" t
Лабораторная работа 9 README.md /^# Лабораторная работа 9$/;" c
Обмен ЭВМ с клавиатурой README.md /^## Обмен ЭВМ с клавиатурой$/;" s chapter:Лабораторная работа 9

43
09-keyboard/task1.c Normal file
View File

@ -0,0 +1,43 @@
#include<linux/module.h>
#include<linux/printk.h>
#include<linux/mm.h>
#include<asm/desc.h>
#include<linux/kernel.h>
#include<asm/traps.h>
static u64 kern_page; // u64 - macro meaning unsigned 64 bits
static gate
static struct desc_ptr default_idtr; // to save existing idtr
static int __init IDT_rebuild(void)
{
struct desc_ptr idtr; // here we're going to store our new interupts table
pr_info("---IDT-REBUILD INITIATED---");
store_idt(&default_idtr); // getting current idtr and store it
pr_info("obtained idtr");
pr_info("allocating new memory page");
kern_page = __get_free_page(GFP_KERNEL);
if (!kern_page)
{
return -ENOMEM;
}
idtr.address = kern_page; // going to store
idtr.size = default_idtr.size;
return 0;
}
static void __exit IDT_restore(void)
{
struct desc_ptr idtr;
store_idt(&idtr);
if (idtr.address != default_idtr.address || idtr.size != default_idtr.size)
{
load_idt(&default_idtr);
free_page(kern_page);
}
}
module_init(IDT_rebuild);
module_exit(IDT_restore);
MODULE_LICENSE("GPL");

5
09-keyboard/test.asm Normal file
View File

@ -0,0 +1,5 @@
global interrupt_wrapper
section .text
interrupt_wrapper: